Лекция №2. Предметная и проблемная область
В нашей стране современное состояние разработок в области интеллектуальных систем можно охарактеризовать как стадию всевозрастающего интереса среди широких слоев экономистов, финансистов, преподавателей, инженеров, медиков, психологов, программистов, лингвистов.
К сожалению, этот интерес имеет пока достаточно слабое материальное подкрепление - явная нехватка учебников и специальной литературы, отсутствие символьных процессоров и рабочих станций искусственного интеллекта, ограниченное финансирование исследований в этой области, слабый отечественный рынок программных продуктов для разработки экспертных систем.
Процесс создания интеллектуальной системы, в том числе экспертной системы, требует участия высококвалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта, которых пока выпускает небольшое количество высших учебных заведений страны.
Предметная область - некоторая совокупность реальных объектов и связей между ними. Каждый объект обладает определённым набором свойств (атрибутов).
Современные экспертные системы широко используются для тиражирования опытам знаний ведущих специалистов практически во всех сферах экономики. Традиционно знания существуют в двух видах - коллективный опыт и личный опыт.
Если большая часть знаний в предметной области представлена в виде коллективного опыта (например, высшая математика), эта предметная область не нуждается в экспертных системах .
Если в предметной области большая часть знаний является личным опытом специалистов высокого уровня (экспертов), если эти знания по каким-либо причинам слабо структурированы, такая предметная область скорее всего нуждается в экспертной системе.
Таким образом, можно выделить следующие примеры предметных областей:
· Медицина
· Образование
· Строительство
· Математика
· Биология
· И т.д.
Проблемная область может быть определена предметной областью и задачами, решаемыми в предметной области.
Существует три классификации проблем (задач):
1. С точки зрения пользователя.
2. С точки зрения разработчика (динамические и статистические).
3. По степени сложности.
В настоящее время в области искусственного интеллекта выделено шесть основных проблем (направлений развития).
1. Представление знаний.
В рамках этой проблемы решаются задачи, связанные с формализацией и представлением знаний в памяти ИнС. Для этого разрабатываются специальные модели представления знаний и языки для описания знаний, выделяются различные типы знаний. Изучаются источники, из которых ИнС может черпать знания, и создаются процедуры и приемы, с помощью которых возможно приобретение знаний для ИнС. Проблема представления знаний для ИнС чрезвычайно актуальна, так как ИнС — это система, функционирование которой опирается на знания о проблемной области, которые хранятся в ее памяти (рис. 1.10).
2. Манипулирование знаниями.
Для того чтобы знаниями можно было пользоваться при решении задач, ИнС должна уметь:
· оперировать знаниями;
· пополнять знания (с помощью разрабатываемых способов на основе неполного описания знаний);
· классифицировать хранящиеся в системе знания;
· обобщать по тем или иным разработанным процедурам знания;
· формировать на основе знаний абстрактные понятия;
· осуществлять достоверный и правдоподобный вывод на основе имеющихся знаний с помощью создаваемых методов;
· пользоваться моделями рассуждений, имитирующими особенности человеческих рассуждений.
Манипулирование знаниями и представление знаний — эти два направления тесно связаны друг с другом. Создающаяся в настоящее время теория баз знаний включает исследования, относящиеся как к первому, так и ко второму направлению (рис. 1.11).
3. Общение.
В круг задач этого направления входят:
· проблема понимания связных текстов
· понимание речи и синтез речи;
· теория моделей коммуникации между человеком и ИнС;
·
задачи
формирования объяснений действий ИнС, которые
она должна уметь порождать по просьбе человека;
· комплекс задач, связанных с интеграцией в единый внутренний образ сообщений различной модальности (речевых, текстовых, зрительных и т.п.), полученных в процессе коммуникации.
На основе исследований в этом направлении формируются методы построения лингвистических процессоров (ЛП), вопросно-ответных систем (ВОС), диалоговых систем (ДС) и других ИнС, целью которых является обеспечение комфортных условий для общения человека с ИнС (рис. 1.12).
4.
Восприятие.
Это направление включает (рис. 1.13):
· проблемы анализа трехмерных сцен;
· разработку методов представления информации о зрительных образах в базе знаний;
· создание методов перехода от зрительских сцен к их текстовому описанию и методов обработки перехода;
· разработку процедур когнитивной графики (КГ);
· создание средств для порождения зрительских сцен на основе внутренних представлений в ИнС.
Существуют большие возможности в повышении уровня интеллектуальности ИнС за счет обработки зрительной (образной) информации и соотнесения ее с обработкой символьной (текстовой) информации.
5.
Обучение.
Основная черта ИнС — это способность к обучению, т.е. решение задач, с которыми они ранее не встречались.
Для этого необходимо:
· создать методы формализации условий задачи по описанию проблемной ситуации или по наблюдению за этой ситуацией;
· научиться переходу от известного решения частных задач (примеров) к решению общей задачи (синтез);
· создать приемы декомпозиции исходной для ИнС задачи на более мелкие так, чтобы они для ИнС оказались известными (анализ);
· разработать нормативные и декларативные модели самого процесса обучения;
· создать теорию подражательного поведения.
И такой перечень задач можно продолжить.
6.
Поведение.
Так как ИнС должны действовать в некоторой окружающей среде, то необходимо
разработать специальные поведенческие процедуры (бихевиористические модели),
которые позволили бы им адекватно взаимодействовать с окружающей средой, другими
ИнС и людьми. Для достижения такого взаимодействия необходимо вести
исследования в ряде направлений и создать модели целесообразного поведения,
нормативного поведения, ситуационного поведения, специальные методы
многоуровневого планирования и коррекции планов в динамических ситуациях.
Как было отмечено выше, создание ИнС имеет существенные отличия от разработки
обычного программного продукта, а слепое копирование методологий, принятых в
традиционном программировании, чаще всего приводит к отрицательному результату.
Самым первым вопросом, который необходимо решать всякий раз перед началом
разработки конкретной ИнС, является вопрос: а следует ли вообще разрабатывать
ИнС для данного приложения? Насколько оправдано будет использование методов и
средств ИнС для данной задачи и даст ли это ощутимый эффект?
Эти вопросы, возникающие перед заказчиком (конечным пользователем) и инженером
по знаниям, необходимо решать на этапе предварительного системного анализа
конкретной предметной области (ПО).